Республика Коми
Республиканский семинар «Грани взаимодействия образовательных учреждений, специальной библиотеки и публичных библиотек: проблемы и перспективы»
назад
6 – 7 декабря 2012 года в Специальной библиотеке для слепых Республики Коми им. Луи Брайля состоялся республиканский семинар «Грани взаимодействия образовательных учреждений, специальной библиотеки и публичных библиотек: проблемы и перспективы».
|
В работе семинара приняли участие специалисты республиканских (НДБ РК им. С. Я.Маршака, ЮБ РК) и муниципальных библиотек из 5 районов республики, представители общественных организаций и социальных служб, психологи, педагоги специальных (коррекционных) образовательных учебных заведений, дошкольных учреждений компенсирующего вида, занимающихся обучением и воспитанием детей с различными нарушениями, специалисты учреждений высшего профессионального образования. Всего – 60 человек.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась заместитель министра культуры Республики Коми Андреева Марина Леонидовна. |
Третий год семинар организуется в рамках Международного дня инвалидов, и все его темы были посвящены актуальным проблемам информационно-библиотечного обслуживания людей с инвалидностью, формированию особой среды, способствующей их социализации и реабилитации, традиционным и инновационным формам и методам работы библиотек Республики Коми с инвалидами.
В этом году основное внимание уделялось состоянию и перспективам межведомственного взаимодействия, сотрудничества библиотек с учреждениями образовательной сферы по информационному обеспечению процессов специального (коррекционного) образования.
Ведущий специалист – эксперт отдела интернатных учреждений и специального образования Министерства образования Республики Коми Новосад Светлана Арсентьевна в своем докладе «О реализации государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Республике Коми» подчеркнула, что «развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Светлана Арсентьевна отметила, что в 14 базовых образовательных учреждениях Республики Коми создается универсальная безбарьерная доступная образовательная среда, с учетом категории детей-инвалидов. |
|
|
Педагог-психолог ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» Абжалиева Надежда Валентиновна рассказала, как в Республике Коми организован процесс обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Она отметила, что процесс обучения согласован с родителями детей-инвалидов, ведется по индивидуальным образовательным программам и составлен с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе», где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. |
Кандидат педагогических наук, доцент Кафедры педагогики и методики начального образования Факультета Педагогики и психологии КГПИ Поберезкая Вита Федоровна познакомила участников семинара с информационно-коммуникационными технологиями в инклюзивном образовании. |
|
|
Кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и межкультурных коммуникаций СыктГУ Минина Ольга Георгиевна рассказала о международном проекте BVI (проект обучения незрячих детей английскому языку). |
Никого не оставило равнодушным выступление музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида» Виговской Ирины Петровны о работе учреждения с незрячими детьми. Присутствующие с помощью видеоролика «переместились» в стены детского сада, «поприсутствовали» на музыкальных, развивающих и лечебно-восстановительных мероприятиях. Было также отмечено, что на протяжении нескольких лет МБДОУ № 60 сотрудничает со Специальной библиотекойдля слепых Республики Коми им. Луи Брайля. В рамках этого сотрудничества ежегодно проводятся познавательные мероприятия, на которых дети знакомятся с творчеством коми писателей; акция «Книжный рюкзачок»; викторины «По дорогам сказок»; организуются экскурсии по библиотеке и выставки детских рисунков. |
|
Коллеги из республиканских и муниципальных библиотек поделились опытом работы с инвалидами в своих библиотеках, рассказали, как приобщить детей к чтению, как не дать заблудиться юному читателю среди огромного количества новых книг. Юношеская библиотека Республики Коми ведет большую работу с молодыми людьми с инвалидностью. В библиотеке открыта Молодежная школа толерантности «Шаги навстречу», проводятся мероприятия по снятию барьеров общения между читателями, создана атмосфера комфорта и равноправия для людей с особенными потребностями.
|
Жешартская библиотека им. С. Попова за годы работы с этой категорией пользователей накопила значительный опыт. Она стала центром общения, другом и помощником для социально незащищенной категории населения. В ЦДБ «Алый парус» Эжвинской ЦБС младших школьников очень заинтересовали тактильные книги, впервые увиденные на книжной выставке. Библиотекарь Сметанина Вера Николаевна привезла в дар Специальной библиотеке изготовленный ее маленькими читателями тактильный алфавит и книгу, сделанную руками учащихся С(к)ОШ № 41. |
Следующий этап семинара – тренинг «Креативное мышление», который провела педагог-психолог ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» Каримова Эльмира Юсуповна. Общение с аудиторией было направлено на формирование умения взглянуть на проблемную ситуацию с непривычной точки зрения, развить стремление к новым знаниям и применить их в своей работе. |
|
При подведении итогов первого дня было отмечено, что совместными усилиями всех заинтересованных учреждений и организаций выполняется важнейшая социальная миссия – инвалидам всех категорий предоставляется доступ к информации, образованию и ценностям культуры. Библиотека, обслуживая инвалидов, способствует решению проблемы информационного неравенства, помогая им реализоваться в жизни: получить образование, профессию, стать полноправными гражданами общества. Она помогает формировать доступную информационно-библиотечную среду с учетом потребностей и возможностей особой категории пользователей, содействует развитию чуткого отношения к инвалидам.
На семинаре для каждого участника была подготовлена папка с рекламными материалами и методическими листовками. Для специалистов оформлены книжные выставки: «Специальная библиотека в помощь специальному образованию», «Доступная среда», «Родительское чтение: советы тифлопедагога».
|
Второй день семинара прошел в МОУ «СОШ № 18». Заместитель директора средней общеобразовательной школы Булышева Любовь Анатольевна рассказала об организации инклюзивного образования в учебном заведении, о сенсорной комнате, в которой используется метод релаксации. |
Выводы семинара:
— расширять корпоративное взаимодействие между библиотеками республики в целях улучшения информационно-библиотечного обслуживания инвалидов позрению (положительный опыт, информационные ресурсы, совместные мероприятия ит. д.);
— развивать социальное партнерство совсеми заинтересованными учреждениями иорганизациями винтересах социокультурной реабилитации инвалидов;
— организовать изучение читательских интересов иинформационных потребностей групп пользователей (детей сограниченными возможностями и их родителей, специалистов и педагогов);
— вести просветительскую работу среди населения поформированию чуткого отношения кинвалидам; |
|
|
СБС РК им. Л. Брайля:
–– оказывать информационную, организационную поддержку, методическую помощь муниципальным библиотекам ввопросах информационно-библиотечного обслуживания данной категории пользователей;
— продолжить комплектование фонда детской литературы специальных форматов: рельефно-точечного шрифта, «говорящих» книг, плоскопечатных книг укрупненного шрифта, тактильных книжек-игрушек, рельефно-графических пособий. |
Фотогалерея
назад
|