Выберите
территорию
Наши партнёры   
 
 Электронные коллекции изданий на
 финно-угорских языках
 О новых изданиях на
 финно-угорских языках
 Наши публикации
 Виртуальные галереи
 О навигации
 Новое на сайте
 Каталоги изданий на
 финно-угорских языках
 Создатели национальных
 финно-угорских литератур
 и фольклора
 Калейдоскоп
 Финно-угорский мир
  На главную

Наши публикации

Социальный облик читающей Мордовии: результаты социологического исследования 2012 года

Рассохина Л. А., гл. библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы Национальной библиотеки Республики Мордовия

назад

 

Сегодня престиж массового чтения заметно упал, читатель­ские пристрастия и привычки изменились. Это общемировая профессиональная проблема. Поддержание достойного уровня жизни от­тесняет духовные потребности, в том числе и читательские, на второй план. Количество читателей в библиотеках сокращается, усиливается социальное расслоение. Ситуация с чтением еще никогда не была столь противоречивой и неоднозначной, как в послед­нее десятилетие. С одной стороны – ошеломляющий книжный бум, давший новую жизнь и новое дыхание образован­ному сообществу, с другой – упрощение языка, несоблюдение литературных норм. Конечно, «времена не выбирают», а профессия обязывает нас привлекать читателей в биб­лиотеки, повышать их интерес к книге, используя разнообраз­ные формы и методы, тем более библиотека сегодня – единственный социальный институт, доступный всем слоям населения независимо от общественного статуса, образования, возраста, вероисповедания. И хотя разрыв между потребностями читателей и возможностями библиотек в их удовлетворении увеличивается, что снижает престиж библиотек, тем не менее, библиотечные специалисты помогают получить информацию всем, кто её запрашивает. Важно, чтобы читатель своими руками притронулся к страницам, перевернул их, прочувствовал прочитанное.

Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия по праву считается региональным общедоступным информационным центром, сохранившим тра­диции русской провинции, в том числе и традицию чтения. У библиотеки богатый опыт ис­следовательской работы в этой области. Так, в 1993 году было проведено социологическое исследование «Чтение литературы на национальных языках в библиотеках республики», в 2006 году – «Абонемент и библиотекарь абонемента глазами читателей», в 2008 году – «Досуговое чтение библиотекаря как ресурс его профессионального и личностного развития».

Цель нового исследования – «Социальный облик читающей Мордовии» – изучить социально-демографическую структуру читательской аудитории, выявить читательские предпочтения современной провинции. Одна из задач исследования – проанализировать запросы современного читателя, так как «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов» (Иван Ильин, философ).

Базой исследования послужили муниципальные библиотеки Республики Мордовия. Приняли участие 290 человек из Атяшевского, Кадошкинского, Ковылкинского, Лямбирского, Ромодановского, Темниковского, Чамзинского районов, а также Саранска и Рузаевки, причем бо́льшая часть анкет была распространена в библиотеках Саранска и Рузаевки (53,8 %). По гендерному составу 68 % из опрошенных – женщины. Большинство респондентов отнеслись к исследованию серьезно и заинтересованно. Анкетирование проводилось анонимно и добровольно.

По возрастному составу наибольшее число опрошенных в категории от 30 до 45 лет (34,5 %), на втором месте группа от 55 лет (24,2 %), на третьем – от 45 до 55 лет (17,9 %). Молодые читатели были представлены двумя группами – до 18 лет и от 18 до 30 лет – и заняли два последних места с показателями 10,7 % и 12,7 % соответственно.

Образование респондентов: высшее – 40 %, среднее специальное – 27,9 %, среднее – 17,6 %, неоконченное высшее – 14,5 %.

Род занятий респондентов: служащие – 32,8 %, пенсионеры – 13,4 %, рабочие – 13,1 %, специалисты – 10 %, студенты – 9,6 %, учащиеся – 9,8 %, домохозяйки – 8,6 %, руководители – 3,1 %.

Первый вопрос анкеты определял место чтения в жизни опрашиваемых. Большинство выбрали пункт с определением «несмотря на любовь к чтению, времени на него не хватает». Его отметили 34,5 % респондентов. Ответ «регулярно нахожу время для чтения» отметили 20,6 % опрошенных. Ответ «когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное», т. е. рассматривающий чтение как релаксационную функцию, – 18,1 % респондентов. Свою любовь к чтению выразили 18,2 %, а противоположный ответ отметили 8,6 %.

Любовь к чтению зафиксировал вопрос о наличии личной библиотеки у респондентов. 7,2 % признали, что у них нет книг. Библиотеку до 100 экземпляров указали более половины опрошенных – 53,8 %; 26,2 % считают, что имеют библиотеку в количестве от 100 до 300 томов; у 9,6 % солидная личная библиотека – от 300 до 500 томов; и только 3,2 % могут похвастаться личной библиотекой свыше 500 томов.

Приобретение и поиск новых книг для чтения – следующий пункт анкеты. Сегодня книги берут не только в библиотеках, у друзей и знакомых или покупают в магазинах. Возможности Интернета позволяют скачивать книги. Поскольку анкетирование проходило в библиотеках, то стопроцентно был указан ответ «беру в библиотеке». 34,4 % (треть опрошенных) покупают книги, 35,8 % (еще треть) пользуются библиотеками друзей и родственников. Однако вариант «из Интернета» выбрали всего 17,2 %. Столь невысокий процент читателей, адаптированных для поиска чтения новых книг в новых информационных технологиях, объясняется сравнительно небольшим количеством молодежи и читателей до 30 лет, принявших участие в социологическом исследовании.

Есть в анкете вопрос, ответы на который позволяют судить, насколько новые информационные технологии вошли в повседневную жизнь. На вопрос «Пользуетесь ли вы Интернетом?» доля положительных ответов на критерии «не имею доступа» и «ни разу не пользовался» составила 11,7 % и 7,2 % соответственно, т. е. каждый пятый не пользуется Интернетом. Критерий «пользуюсь только на работе» собрал 15,2 %, что свидетельствует: для этих респондентов Интернет еще не стал повседневной необходимостью. Респонденты, которые пользуются Интернетом «на работе и дома», составили 16,5 %. Почти половина опрошенных – 49,4 % – отметили пункт «только дома».

Следом идут вопросы, ответы на которые позволяют судить, насколько используется респондентами Интернет для чтения художественной литературы. И тут к полученным сведениям следует подходить избирательно. О том, что такое «сетевая литература», знают многие (52 %), но читают её, согласно опросу, только 17,2 %. Более детальное обсуждение выявило, что респондентам известны такие электронные библиотеки художественной литературы, как «Библиотека М. Мошкова», «Альдебаран», «Классика.ru», «Фензин», тематические сайты «Арда-на-Куличках», «Цитадель детей Света», «Опушка», рекомендательные сайты «Фантлаб», «Мои книги». Также читатели называют книги, прочитанные благодаря Интернету: К. Маккалоу «Любимцы Фортуны», роман А. Кочергина «Мужик с топором», книги К. Булычева, романы С. Лукьяненко, Дж. Мартина, встречаются произведения из школьной программы.

Два вопроса анкеты были посвящены чтению газет и журналов. Первый – «Как часто вы читаете газеты» – позволяет определить регулярность чтения респондентами периодических изданий. Наибольший процент опрашиваемых предпочитает знакомиться с газетами один раз в неделю, их доля составила 51,7 %, ежедневно (или несколько раз в неделю) с прессой знакомятся 22,7 %, эпизодически (1–2 раза в месяц) берут в руки газету 10 %, не читают газет и журналов 15,6 % опрошенных.

Второй вопрос – «Укажите, какие газеты и журналы вы читаете» – рассматривает ассортимент приобретаемых или читаемых в библиотеках газет и журналов. Среди указанных респондентами – 36 наименований российских и республиканских газет и 65 наименований журналов. Лидером среди периодических изданий стали газеты «Столица С» (29,3 %), «Аргументы и факты» (24,8 %), «Комсомольская правда» (15,8 %), «Вечерний Саранск» (12,4 %). Из журналов наибольшим спросом пользуются журналы «Лиза» (11,7 %), «Чудеса и приключения» (4,1 %), «Караван историй» и «Крестьянка» (по 3,4 %).

По целевому назначению среди журналов велика доля «женских» журналов (что неудивительно, так как 2/3 опрошенных женщины): «Добрые советы», «Домашний очаг», «Бурда», «Крестьянка», «Лиза», «Работница», «Имена», «Цветы», «Гламур», «Стильные прически», «Рукоделие», «Джульетта», «Классная девчонка», «Космополитен», «Будуар» и др. Что касается журналов для досуга, то чаще всего спрашиваются «Компьютерра», «Хакер», «Навигатор», Mega game, Cool, «Авторевю», «Смена», «Природа и человек», «Рекламные технологии», «Фотомастерская». Популярны журналы, связанные с хобби: «Автомир», «Авторевю», «Домашний компьютер», «Домашний очаг», «Добрые советы». Выбор молодых людей – «За рулем», «Радио», «Моделист-конструктор», «Техника молодежи», «Мир ПК», «Спортивная жизнь России».

Два вопроса анкеты посвящены библиотечному чтению, они позволяют определить значимость библиотеки как источника востребования литературной продукции. Вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» выявил: 36 % посещают библиотеку не реже двух раз в месяц, еженедельно – 26,4 %, один раз в месяц – 20 %, 12,5 % – несколько раз в неделю, 3,1% – один раз в квартал, один раз в год – 2 % респондентов.

Один вопрос анкеты касался чтения беллетристики. Список предложенных респондентам вариантов ответа включал разные виды и жанры литературы, и каждый вариант собрал достаточное количество «голосов». Ответы показали, что наибольшим спросом пользуются книги развлекательных жанров, такие как детективы (41 %), любовные романы (39,3 %), исторические романы (37 %), художественная литература (русская и зарубежная; 36,4 %). Меньшим спросом – фантастика и произведения советских авторов (равное количество ответов – 20 %). Еще менее востребована респондентами литература по специальности (15,7 %) и учебная литература (17,5 %). Как видим, в предпочтениях преобладает досуговое чтение, которое носит развлекательный характер.

Художественная литература влияет на ум и сердце чи­тателей, формирует нравственные качества, заставляет заду­маться о смысле жизни и о месте человека в ней, порой развле­кает и улучшает настроение. Любовь к чтению – это, прежде всего, любовь к своим любимым авторам и любимым книгам. Аксиома для любого «запойного читателя»: без любимых писателей и любимых книг нет и любви к чтению. Эта любовь закладывается с детства, а растет и крепнет на протяжении всей жизни. Есть авторы и книги, в которых влюбляешься навсегда. Раскрыть опрашиваемых с этой стороны призваны вопросы: «Назовите ваших любимых (можно с детства) авторов», «Что было прочитано вами за последнее время», «Какую книгу вы посоветовали прочесть другу (подруге)».

В своих ответах о любимых писателях респонденты назвали более 100 имен. Следует отметить, что любимым автором для читателей Республики Мордовия остается «наше всё» – А. С. Пушкин, которого назвали 35,7 %. В числе наиболее популярных авторов отмечены также Л. Толстой, Н. Гоголь, М. Булгаков, М. Лермонтов С. Есенин, А. Чехов. Из зарубежных писателей лидер А. Дюма. Из детских писателей – Г.-Х. Андерсен. Популярны В. Драгунский, Н. Носов, А. Барто.

Современные авторы, конечно, уступают в известности классикам (скажем, в своей значимости), но не в популярности. Чаще респонденты называли Т. Устинову, Д. Донцову, С. Лукьяненко, Б. Акунина, Е. Вильмонт, М. Семенову, Т. Толстую, Е. Вересову, Е. Афанасьеву, В. Токареву, М. Веллера, В. Кунина, Л. Улицкую, Д. Корецкого, Н. Перумова, причем наиболее популярным автором названа Татьяна Полякова. Из современных зарубежных авторов – П. Коэльо, Х. Мураками, П. Зюскинд, Дж. Р. Р. Толкиен, С. Ларссен, М. Фрай, С. Кинг, но пальма первенства отдана писательнице Стефани Майер.

В ответах на вопрос «Что было прочитано вами за последнее время?» прослеживаются две тенденции. Первая: классическая литература (российская и зарубежная) по-прежнему находит своего читателя и пользуется заслуженным успехом. Среди наиболее читаемых – «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М. Булкагова, «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Толстого, «Ася» и «Первая любовь» И. Тургенева, «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» А. Пушкина, «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Джен Эйр» Ш. Бронте, «Гобсек» О. де Бальзака, «Три товарища» и «Ночь в Лиссабоне» Э. М. Ремарка.

Однако шедевры классической литературы из указанного составляют приблизительно одну двадцатую часть. Бо́льшая часть приведенного списка – книги современных авторов популярных жанров: детективы Б. Акунина, Т. Устиновой, Д. Донцовой, П. Дашковой, А. Марининой, Т. Поляковой, А. и С. Литвиновых, Д. Брауна, С. Ларссона, сентиментальная женская проза Т. Веденской, Е. Вильмонт, Дж. Айвори, Дж. Макнот, Н. Нестеровой, А. Знаменской, исторические романы Ф. Грегори, Х. Мантел, А. и С. Голон, В. Пикуля, Э. Радзинского, фантастика и романы в стиле фэнтези Н. Перумова, С. Лукьяненко, М. Семеновой, В. Камши, Дж. Мартина, К. Паулини, Дж. Толкиена, Клайва Льюиса, Т. Пратчетта, А. Сапковского, М. Стюарт, Р. Джордана. Спросом у современных читателей пользуется психологическая проза П. Коэльо, Т. Улицкой, Г. Щербаковой.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, ответы на вопрос «Какую книгу посоветовали бы вы прочитать другу (подруге)?» оказались несколько неожиданными. Теперь бо́льшую часть из названных книг составляют произведения русских и зарубежных классиков и советских писателей. Среди указанных: «Красное колесо» А. Солженицына, «Железная пята» Дж. Лондона, «Рубайят» О. Хайяма, «Спартак» Р. Джованьолли, «Алые паруса» А. Грина, «Житие Сергия Радонежского», «Живи и помни» В. Распутина, «Имя твое» В. Проскурина, «Время страстей человеческих» С. Моэма, «Жизнь Дэвида Копперфилда» Ч. Диккенса.

Среди книг мордовских авторов, которые респонденты рекомендуют для прочтения своим друзьям, мы встречаем «Тени колоколов» А. Доронина, «Трава-мурава» И. Девина, «Хрустальные колокола» С. Ларионова, «Ветка яблони» Т. Якушкина, романы К. Абрамова.

Был в анкете вопрос, посвященный мордовской литературе, – «Назовите известных вам мордовских писателей». Популярными авторами, по мнению респондентов, являются: К. Абрамов, И. Девин, А. Куторкин, Ф. Андрианов, М. Сайгин, С. Ларионов, И. Пиняев, А. Тяпаев, А. Доронин, И. Калинкин, М. Дерябин, М. Брыжинский, П. Левчаев, Т. Якушкин, А. Малькин, В. Коломасов, А. Мартынов, В. Мишанина, Я. Пинясов, Г. Пинясов, М. Бебан, Р. Орлова, С. Люлякина.

Безоговорочным лидером опроса признан Кузьма Абрамов (56 %). Эти данные совпадают с результатами социологического исследования «Национальные фонды: состояние, проблемы, перспективы» (2007), прошедшего в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина, и составной частью которого было изучение чтения в Республике Мордовия на национальном языке.

В идеале читатель должен быть знатоком литературного процесса, иметь информацию об актуальных событиях, быть в курсе новинок, иметь представление о наиболее значительных книгах. Шестнадцатый вопрос анкеты просил охарактеризовать современное состояние литературного рынка нашей страны. Предлагалось на выбор три ответа и возможность высказаться самому. Первый вариант – «современный книжный рынок разнообразен, имеются книги на любой вкус» – был отмечен 57,6 % респондентов; второй – «книг много, а настоящую литературу найти трудно» выбрали 24,5 % опрашиваемых, третий – «за новинками сложно уследить» – 17,9 %. Несколько респондентов высказали свое мнение, которое по тональности больше совпало со вторым вариантом предложенных ответов: «Большинство книг пустые и неинтересные», «Современная литература рассчитана на людей с невзыскательным вкусом», «Раньше писали лучше» и т. п.

Последний вопрос анкеты – «Сохранится ли книга в будущем в традиционном виде?» – быть может, к чтению не имел прямого отношения, но позволял определить, как сами читатели видят влияние прогресса на традиционное чтение. В последние годы статистика фиксирует снижение интереса к чтению не только у молодежи, но и всех слоев населения. Чтение как способ проведения досуга отходит даже не на второй план, значительно уступая в популярности телевещанию и сетевым коммуникациям.

Есть ли будущее у книг – вопрос не простой, и на него получено самое большое количество «свободных» ответов. Их можно поделить на три группы. Первая группа оптимистично определяет сохранение книги в будущем в традиционном виде – 65,5 %. Ответы различались степенью уверенности от «Обязательно», «Книги будут всегда» до «Я очень надеюсь на это». Вторую группу составили ответы, тональность которых можно определить как «Я думаю, что прогресс возьмет свое» – 29,6 %. Причем ответы респондентов тоже отличались различной степенью уверенности от «Нет, думаю, не сохранятся» до «Хотелось бы, чтобы сохранились, но думаю, что вряд ли». Третью группу – 4,9 % – составили неопределенные ответы (лучший пример такого ответа «Не уверен, но возможно»).

Конечно, по правилам социологического исследования на примере сравнительно небольшой выборки сложно сделать какие-то окончательные выводы. Однако увидеть определенные тенденции реально. Анализ собранного материала дал ответы на все поставленные в анкете вопросы. Пользователи библиотек нашей республики в большинстве своем читающие люди, у которых чтение входит в десятку любимых занятий, но многие из них не уделяют этому занятию достаточное количество времени, что может быть объяснено как объективными причинами, так и популярностью в современной среде «некнижных» источников информации. Меняются мотивация чтения и репертуар выбираемой литературы.

Итак, содержание и структура свободного чтения респондентов представлены достаточно подробно, но не во всём адекватно. Если верить полученным данным, то чтение является прежде всего развлекательным. Возникает и укрепляется предположение, что в сознании большинства респондентов чтение ассоциируется со свободным обращением к беллетристике и к журналам определенного типа. Оно может быть также эстетическим, познавательным, информационным, инструментальным, однако, судя по всему, исследование далеко не в полной степени «захватило» сведения, демонстрирующие эти типы и эти функции чтения. Таким образом, чтение в основном выполняет две функции – познавательную и релаксационную, утрачивая при этом функции воспитательную и развивающую.

назад

 
Сайт создан при финансовой поддержке Института России и Восточной Европы (г. Хельсинки, Финляндия)