08/02/2021 Год карельских рун – 2021
В декабре 2020 власти Карелии объявили 2021 год годом карельских рун – артефактов, содержащих сведения о религии, укладе жизни и обрядах карелов, одного из важнейших элементов духовной культуры республики.
Карельские руны легли в основу всемирно известного эпоса «Калевала», стали источником вдохновения для многих известных писателей, художников, композиторов, театральных деятелей. Карельские руны внесены в список нематериального культурного наследия народов России.
Инициатива проведения в 2021 году в Республике Карелия Года карельских рун принадлежит Совету уполномоченных IX съезда карелов Республики Карелия.
План Года карельских рун включает в себя 42 мероприятия, направленных на сохранение, развитие и популяризацию карельской рунопевческой традиции, пробуждение интереса к знакомству с карельскими рунами, их изучению, созданию на их тематике новых современных продуктов. Среди них семинары, выставки, тематические вечера, викторины, праздничные мероприятия, которые будут интересны представителям разных возрастов.
Центральным событием Года карельских рун станет торжественное мероприятие «День карельских рун», которое состоится 10 июня 2021 года.
Утверждена эмблема Года карельских рун.
Автор эмблемы – художник Алексей Максимов.
В основу эмблемы положены стилизованные «руки рунопевцев» – общеизвестный стереотипный символ рунопевческой традиции. О такой манере рунопения Элиасу Лённроту рассказывал Архиппа Перттунен: «Зачастую, взявшись за руки, они [отец Архиппы и его помощник] пели у костра все ночи напролет …».
В рунических песнях-прологах исполнитель призывает «положить руку в руку, сцепить пальцы» и начать песнопение. Однако не всем подобная манера исполнения была известна. На фотографии И. К. Инха 1896 года ухтинские братья-рунопевцы лишь по просьбе фотографа взялись за руки. Словосочетание «взявшись за руки» можно понимать и так, что рунопевцы могли держать друг друга за одну руку, а не за обе. Так или иначе, символ сплетения рук можно связывать не только с возможной манерой исполнения рун, но и с неотъемлемым бытованием рунической поэзии в рамках годового цикла жизни карельского крестьянина.