Русская версия  |  Suomi

«Лето – это маленькая жизнь»: детские творческие программы Национальной библиотеки Карелии, достижения и точки роста

Летом 2018 года в Национальной библиотеке Карелии открылся Центр детского чтения. Но традиции работы с детской аудиторией сложились гораздо раньше. Доказательством того, что Национальная библиотека и дети – вполне совместимые понятия, является успех семейных творческих познавательных программ для юных читателей и их родителей, которые проводятся в библиотеке уже на протяжении нескольких лет.

Накопленный опыт был взят за основу для массового проведения программ пребывания детей в стенах библиотеки во время каникул. Успешно провели «Умные каникулы с Национальной библиотекой» ребята летом 2019 года. За три месяца состоялось 33 творческих программы, посещаемость которых составила 446.

Мы обратились к ведущему библиотекарю Ксении Александровне Михайловой, организатору многих детских программ, с просьбой проанализировать результаты. Предоставляем ей слово.

Требования к детскому досугу, к развитию познавательной сферы детей день ото дня повышаются и ужесточаются. Все больше родителей настроены на то, чтобы во время продолжительных летних каникул дети жили дома (и не отправляют их в загородные лагеря); но,  будучи на работе, они не хотят, чтобы дети оказались предоставленными сами себе. Именно на таких детей рассчитывала Национальная библиотека Карелии, начиная проводить творческие детские программы 3 раза в неделю с 11 до 14 часов с перерывом на библиоланч в кафе. Этот формат был апробирован прошлым летом, получил положительные отклики, было решено продолжать программы именно в таком режиме.

Программы рассчитаны на детей 6-11 лет, обычно в проведении трехчасовой программы задействовано 2-4 библиотекаря. Три часа – это немало, не так легко удерживать внимание ребят столь продолжительное время. Благодаря воодушевлению и профессионализму сотрудников, разнообразию применяемых методических приемов, постоянной смене видов деятельности, это нам удалось. Анализируя более 30 проведенных летом творческих программ, хотелось бы отметить некоторые наши достижения, творческие находки и «точки роста».

Что интересно детям?

Тематика программ выбиралась исходя из соображений полезности и интереса для детей (с точки зрения сотрудников библиотеки), с учетом накопленных сотрудниками разработок и анализа посещаемости разных видов программ в течение учебного года и прошлых летних каникул. Программы ни разу за лето не повторялись. Целью программ было привлечение к чтению определенных авторов (Агния Барто, Жюль Верн), серий книг («Зеленая серия» «История для детей»), или книг определенной тематики (книги о путешествиях, книги о животных, книги о театре). Практически ни одна программа не  основывалась на том, что дети УЖЕ читали, хотя, если кто-то говорил, что читал – это воспринималось с радостью и уважением. Но цели «проверить знания» детей о какой-либо книге или авторе не ставилось. Ученики начальной школы – благодарная публика, они давали положительные оценки почти каждой программе. Ребята же подсказали и темы будущих встреч: их интересуют темы о науке (желательно с опытами), о фокусах, о дальних странах, о современных детских детективах и, вообще, о современных писателях.

Всем нужно…общение.

Ни для кого не секрет, что на летних программах общение не менее важно, чем собственно просветительский компонент. Наши посетители с удовольствием общаются как со взрослыми, так и между собой. На  программах царит живая непринужденная атмосфера. Нередко ребята приходят с друзьями, а постоянные участники начинают дружить между собой. Это, с одной стороны, здорово и радостно, а с другой стороны нередко отвлекает от занятий, что может мешать другим ребятам. Как угомонить детей, при этом не применяя классических «школьных» методов, не повышая голоса? Все ли педагогические и психологические приемы мы, библиотекари, знаем? Это те вопросы, над которыми нам еще предстоит размышлять. Также точкой роста видится общение наших специалистов с родителями ребят (лично и в сети Интернет). Ведь в случае продуктивности такого общения, его адресности и индивидуальности, мы имеем шанс получить преданных постоянных читателей, заинтересованных, дающих живой отклик, готовых прийти на наши следующие программы даже без особой рекламы. Глубокое общение с заинтересованными родителями имеет, по нашим наблюдениям, и мультипликативный эффект: активные родители часто приводят за собой не только своих детей, но и, например, классы, где эти дети учатся, детей своих друзей. Так что развивать такое общение, безусловно, стоит!

Возрастные ограничения.

Национальная библиотека имеет опыт проведения программ для ребят самых разных возрастов. В том числе для сборных групп детей без записи, когда непонятно, кто придет и сколько будет человек. Сотрудники подготовлены для работы с любой аудиторией. На летние программы чаще всего записывались дети 7-9 лет, однако нередко приходили и 6-летние и 11-летние. Некоторые программы (например, те, где в основе был творческий компонент) хорошо подходят для разновозрастных групп, возможно даже становятся богаче и интереснее за счет разных знаний ребят. Но для некоторых программ разброс возрастов от 6 до 12 лет является тормозом. Если в ходе занятия необходимо работать с текстом, играть в словесные игры, то разный уровень подготовки детей очень сказывается. Не все темы можно рассказать одновременно и шестилетнему, и одиннадцатилетнему. Кому-то обязательно будет скучно. Возможно, в будущем наши программы станут более жестко регламентировать возраст участников, либо мы еще каким-то образом учтем данный опыт.

15 минут чтения: испытание лета

Ноу-хау нынешнего сезона творческих программ стала «Пятнадцатиминутка чтения вслух». Выбиралась книга по теме программы и библиотекари выразительно вслух читали ее детям. Происходило это сразу после «библиоланча» в свободной атмосфере игровой зоны, где ребята могли удобно устроиться в игровых модулях. Надо сказать, что эта затея придумывалась нами вдохновенно, а реализация ее оказалась далеко не такой вдохновляющей. Ребята поначалу баловались, толкали друг друга. Однако мы настойчиво продолжали читать! Надо сказать, что постоянные посетители наших программ со временем привыкли к этим 15-минуткам и стали находить в них радость и отдых, но с теми, кто посетил одну-две программы такого, к сожалению, не произошло. Вероятно, ребятам в этом возрасте уже перестают читать вслух родители, а может дело в необходимости двигательной активности в середине долгой программы? Так или иначе, эксперимент с 15-минутками чтения хочется продолжить и во время следующих каникул!

Не прячьте ваши гаджеты.

Не секрет, что сейчас складывается парадоксальная ситуация, когда во многих сферах дети знают больше родителей; такого никогда в истории не было. В Национальной библиотеке Карелии мы используем новейшие технологии и разработки. На детских программах активно встроены в ход занятия книги и раскраски с технологией дополненной реальности, а также  QR-коды. Ребята с интересом воспринимают ситуацию, когда нужно скачать на телефон приложение. Обычно ведь на любых занятиях их просят телефоны выключить и убрать подальше, а тут все наоборот! Эта ситуация радует и сближает поколения. В будущем мы подумываем давать ребятам задания, ответы на которые надо будет искать…в телефонах! Подобные игры уже проводились со студентами. Это, кстати, помогает пользователям убедиться в том, что в интернете есть далеко не все, а книга по-прежнему является ценным источником знаний.

 

Игры настольные и не только.

Дети любят играть, игровая деятельность является для них ведущей, это известно. На творческих программах в библиотеке играм не было конца! Играли и в современные настолки, и в «Мафию», и в ставшие классическими советские игры «В слова», «Телеграммы», прочие, и, конечно, в викторины всех мастей. «На ура» проходили игры, построенные по принципу передачи «Своя игра», причем такую викторину можно сделать как познавательной, так и просто веселой, для отдыха и развития фантазии (например, когда нужно придумать название для забавной картинки). Разнообразные игры «в слова» дают возможность успокоиться, сосредоточиться; кроме того, для многих ребят это уже «исторические игры», в которые играли их родители (не всегда) и бабушки, и о которых сами они не имеют ни малейшего понятия. «Мафия» и «Уно» воспринимались участниками наших программ как привычное и желанное развлечение. В библиотеке довольно большая коллекция настольных игр, которая, надеемся, будет расширяться.

«Я полюбил ваши мастер-классы».

Мастерить нравится почти всем ребятам, некоторые даже всю творческую программу называют «мастер-классом», так и говорят «я полюбил ходить на ваши мастер-классы» (хотя мастерили всего полчаса из трех). Что только не создавали своими руками! Конечно, больше всего было поделок из бумаги, как самого доступного материала. Мастерили котов и других животных, делали головные уборы индейцев, амулеты и маски. Также были поделки из природных материалов и пластилина. Простор для творческого самовыражения! Однако и поделки не так просты, как кажется: при грамотном подходе через них открывается внутренний мир ребенка, в процессе их изготовления и обсуждения могут обнажаться  многие проблемы. Сотруднику библиотеки, проводящему мастер классы, хорошо бы знать также основы психологии и игротерапии, чтобы тонко и психологически грамотно реагировать на творческую активность детей, не навредить, а может быть иногда и помочь ребенку.

 

«Лето это маленькая жизнь»…

Национальная библиотека Карелии, безусловно, будет продолжать проводить каникулярные программы и дальше. Какими они будут? Покажет время. Многое нам уже удалось, но есть и многочисленные «точки роста». Предстоит выработать стратегию развития детских и семейных программ. Уже выросли  настоящими читателями и любителями библиотеки ребята, начинающие к нам приходить 3 года назад. Им  сейчас по 11-12 лет, скоро из формата нынешних программ они вырастут. Что предложит им библиотека? Как будет развиваться общение с родителями, станут ли они нашими настоящими друзьями и помощниками?  Какие темы для будущих программ стоит брать в разработку, как сделать их увлекательными?

Большинство ребят, которые к нам приходят, очень развитые, многое знают, чтобы их впечатлить и увлечь, библиотекарю необходимо не только обладать профессиональными навыками, но много знать о современной культуре, о современных играх, мультфильмах, фильмах, иначе общение будет происходить на разных языках. Также необходимы современному библиотекарю крепкие навыки общения, запас юмора и уверенности в себе, владение  многими методическими приемами, личная активность и дружелюбие. Требования к профессии все повышаются. Но, как известно, чем труднее задача, тем интереснее ее решать профессионалу! Национальная библиотека Карелии смотрит в будущее с оптимизмом и энтузиазмом, мы ждем новых читателей и обязательно приготовим для них новые интересные творческие программы!

©  Ведущий библиотекарь Ксения Александровна Михайлова.

« Назад