Русская версия  |  Suomi

Макар Евсевьевич ЕВСЕВЬЕВ. Республика Мордовия

 

Макар Евсевьев – первый мордовский ученый-энциклопедист и просветитель своего народа. Его просветительская деятельность связана с подъемом общественного движения в России, в Казанском университете как центре научной, культурной и педагогической жизни Поволжья 90-х годов XIX века. Он положил начало глубоким русско-мордовским научным связям. Активно сотрудничал с филологами Ф. Д. Батюшковым, А. А. Шахматовым, Д. В. Бубрихом, с этнографами Н. Ф. Катановым, И. Н. Смирновым, Б. Ф. Адлером, с педагогами и методистами Н. А. Бобровниковым, Н. В. Никольским, И. С. Михеевым, с финскими учеными Х. Паасоненом, А. Хейкелем и др.
 
Макар Евсевьевич Евсевьев (Кобаев) – мордовский ученый, просветитель и педагог, профессор, коллежский советник – родился 18 (31) января 1864 г. в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Ибресинский район, Республика Чувашия). Сын крестьянина. Окончил Шераутское начальное училище (1876), Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883), историко-филологический факультет Казанского университета (1892). С 1892 года работал учителем и наставником приготовительного класса Мордовского образцового начального училища при Казанской инородческой учительской семинарии.
 увеличить

В 1919 году был незаконно репрессирован, но вскоре освобожден благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР. С 1920 года – заведующий отделом, научный сотрудник Казанского краеведческого музея. Одновременно преподавал историю и этнографию мордвы, мордовские языки в высших и средних учебных заведениях Казани (Восточной академии, Восточном педагогическом институте, Казанском педагогическом университете и др.). В 20-х годах XX века большое внимание уделял подготовке учительских кадров для мордовских школ: был инициатором и организатором Центральных курсов мордовских учителей в Москве (1926–1928), первых трехгодичных курсов в Казани, краткосрочных курсов в Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске. Имел деловые взаимосвязи с Мордовским бюро Наркомпроса и Наркомнаца, сыграл значительную роль в воспитании мордовской национальной интеллигенции.

Педагогическая деятельность Евсевьева развивалась под воздействием идей Я. А. Каменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, многонациональной культуры народов Поволжья. Он был воспитан в духе миссионерской педагогики Н. И. Ильминского, Н. А. Бобровникова. В то же время ему удалось разработать свое понимание взаимосвязи общечеловеческого и национального в просвещении мордвы и других народов Поволжья с учетом их исторических, этнокультурных и психологических особенностей. Как ученый-методист выдвинул ряд новаторских дидактических идей, положенных в основу преподавания и учебной литературы 20–30-х годов.

 

увеличить 
С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального языкознания. На основе изучения живого разговорного языка он создал «Образцы мордовской словесности» (1896), написал первые буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи (1892, 1897). Позднее, осуществив целостный подход к изучению мордовских языков, опубликовал монографию «Основы мордовской грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь»), в соавторстве подготовил первый советский букварь для мордвы-эрзи «Тундонь чи» («Весенний день»). Важное значение имела переводческая деятельность. Евсевьев в конце XIX – начале XX века перевел на мордовские языки более десяти вероучительных и учебных книг («Священная история Ветхого Завета», «Крещение Руси при св. князе Владимире», «Молитвы и церковные песнопения», Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и др.). Эти издания способствовали становлению грамматики, обновлению фразеологии и графики мордовских языков.
В фольклорных экспедициях был собран богатейший материал по устно-поэтическому творчеству мордвы, создана своеобразная «энциклопедия народной жизни», состоящая из песен, сказок, пословиц, поговорок, причитаний, описаний народных игр, представлений, речевой обрядности.    
 
 увеличить  увеличить  увеличить  увеличить  увеличить  увеличить
 
В 1892 году в журнале «Живая старина» он опубликовал первое описание «Мордовской свадьбы», в 1931-м завершил работу полностью. Подробнейшее описание им мордовской свадьбы получило высокую оценку Неофилологического общества (академик А. Н. Пыпин). В конце 20-х годов XX века издал сборники эрзянских сказок и песен. Собранные Евсевьевым уникальные материалы неоднократно публиковались в изданиях Финно-угорского общества (1894, 1980). Исторические и этнографические воззрения Евсевьева формировались под влиянием научного наследия русских и зарубежных ученых демократического направления. Приоритетным он считал сохранение материальной культуры мордовского народа. Собранные коллекции (свыше 500 предметов) одежды, украшений и других предметов быта мордвы, а также чувашей и татар хранятся в музеях С.-Петербурга, Казани, Саранска, Москвы, Парижа, Хельсинки, Гамбурга.
 
Евсевьев был первым национальным фотографом-ученым, зафиксировавшим многообразие бытовой культуры мордвы. Участвовал во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже, на которой был удостоен золотой медали. За исследования в области этнографии удостоен серебряной и золотой медалей Российского географического общества. Многие материалы исторических исследований Евсевьева остались неопубликованными, а работа «Терюшевский бунт» утеряна.

 

увеличить 
Евсевьев был членом Финно-угорского общества, Русского географического общества, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После февральской революции 1917 года Евсевьев выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительного общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу». Являлся членом комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награжден орденами Святого Станислава (1904), Святой Анны (1914).
 
Еще при жизни был признан выдающимся деятелем науки, виднейшим исследователем мордовского языка, фольклора и этнографии. В 1930 году в связи с 50-летием научной деятельности ученого было внесено предложение о присвоении ему одного из высших в те годы званий – Героя Труда, принято решение о создании условий для расширения научно-исследовательской работы и привлечении в помощь научной молодежи. Однако силы уже были на исходе. 10 мая 1931 года Макар Евсевьевич Евсевьев скончался. Его похоронили на Арском кладбище в Казани.
 увеличить

В год 140-летия (2004) со дня рождения М. Е. Евсевьева, объявленного в Мордовии Годом мордовского национального просветительства, состоялось перезахоронение праха ученого-просветителя на мемориальном кладбище города Саранска. Мордовский народ глубоко чтит память своего первого просветителя. Его имя присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице в городе Саранске. В МГПИ ежегодно проводится научно-практическая конференция «Евсевьевские чтения».

Идеи М. Е. Евсевьева, накопленный им научный материал не канули в вечность, не стали просто достоянием историографии, они работают, приносят научную и практическую пользу.

При подготовке материала использованы интернет-источники

« Назад