Русская версия  |  Suomi

Григорий Егорович ВЕРЕЩАГИН. Республика Удмуртия

Григорий Егорович Верещагин (псевд. Удморт, Г. В-н, Г.В.) - первый крупный удмуртский просветитель, основоположник национальной удмуртской художественной литературы, учёный-этнограф, общественный и религиозный деятель рубежа XIX-XX столетий.  

Родился 11 октября 1851 г. в семье крестьянина с. Полом (Ойыл) Кезского района Удмуртии.  Грамоте выучился в родном селе. После окончания реального училища в Сарапуле в течение десяти лет учительствовал в земской школе деревни Ляльшур, организованной им самим. Затем продолжал учительствовать в школах сел Сосновка, Шаркан и Бураново.

Верещагин Е.Г. сын своего народа, вкусив знаний добился посвящения в сан иерея. У Верещагина Г.Е. не было духовного образования - ни семинарского, ни даже училищного, а только экстернат в реальном училище. Тем не менее, 23 ноября 1899 г. епископ Сарапульский Никодим в порядке исключения разрешил сдать экстерном экзамены и произнести пробные проповеди. 15 августа 1900 г. Верещагин Г.Е. был рукоположен во иерея, принёс присягу и получил приход в Буранове.

Верещагин Г.Е. сам о себе писал в 1906 г.: «Хотя мой древний род и не вотский, и вырос я среди неязычествующих вотяков, притом вотяков даже лучших, чем современные русские, но живя среди вотяков, говорю с ними по-вотски и по-русски, называю себя вотяком, что прихожанам очень нравится"». Для удмурта-священника «не вотский род» означает в контексте - «не языческий».

После установления Советской власти в России, будучи священнослужителем и продолжая работу в местной школе, активно содействовал претворению в жизнь новых идей в области культурного возрождения родного народа, за что в 1927 г. был лишён духовного сана и права проживания в доме церковной причети. Он и его жена последние дни доживали в квартире младшего сына Николая в Ижевске. Умер от инсульта 27 августа 1930 г.

Г. Верещагина как общественного деятеля характеризуют его участие в просвещении соплеменников путём проведения воскресных чтений (в период учительства), в судебных разбирательствах по делу «мултанских вотяков» (совместно с В. Г. Короленко в качестве эксперта-этнографа со стороны защиты в 1895 и 1896 гг.), во Всероссийской переписи населения (1897) в качестве переписчика по Глазовскому уезду, в работе I-го Всероссийского съезда удмуртов (Елабуга, 1918 г.) и первого организационного съезда писателей Удмуртии (Ижевск, 1921).

И в научных изысканиях, и в литературно-художественном творчестве Г. Верещагин первые шаги сделал в годы учительства в Ляльшуре. Здесь на основе собранного им этнологического материала он в Санкт-Петербурге через Императорское Русское географическое общество обнародовал научно-художественные монографии «Вотяки Сосновского края» (1886) и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» (1889). ИРГО названные работы отметило серебряными медалями и самого их автора в 1888 г. избрало в свои члены-сотрудники.

Стихотворение Г. Верещагина «Чагыр, чагыр, дыдыке» («Сизый, сизый, голубок»), напечатанное под видом народной колыбельной песни во второй монографии, стало первым печатным словом удмуртской художественной литературы. В связи с этой публикацией и в Удмуртии, и в Москве в 1989 г. было торжественно отмечено 100-летие удмуртской литературы.

Другие поэтические произведения Г. Верещагина увидели свет намного позже - в 1924 г. в газете «Гудыри» и в его научно-методическом труде «Руководство к изучению вотского языка». Более значительные стихотворные произведения стали достоянием читателя в 1970-1980 гг. в публикациях журнала «Молот» и коллективных сборниках материалов Удмуртского НИИ. В их числе - сказки-поэмы «Батыр дӥсь» («Богатырская одежда»), «Зарни чорыг» («Золотая рыбка»), «Скоробогат-Кащей» (последняя написана на русском языке). Из прозаических работ определённый художественный интерес представляет этнографический очерк «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда», который написан на материале деревни Ляльшур и напечатан в «Календаре и памятной книжке Вятской губернии на 1896 год».

В Вятке же Г. Верещагин выпустил небольшую брошюру под названием «О книгах на вотском языке» (1896). В ней автор подверг анализу удмуртские переводы русских текстов, преимущественно религиозных, и фактически положил начало зарождению удмуртской литературно-художественной критики и литературоведения.

Ныне стихотворные произведения Г. Верещагина переложены на русский, татарский, венгерский, финский и эстонский языки.

В научном плане творчество Г. Верещагина впервые было рассмотрено в коллективной монографии Удмуртского НИИ «Удмурт литература» (1966). Впоследствии это начинание продолжил В. Ванюшев, написав докторскую диссертацию и монографию о Г. Верещагине (1995).

При подготовке материала использованы материалы из интернет-источников

« Назад