Русская версия  |  Suomi

Цветущее каменное поле

Проект по средовому искусству (Environmental art) «Цветущее каменное поле» реализуется в соседней Финляндии и рассчитан на 3 года (2015 -2017). Каменное поле – это капитальное произведение средового искусства, создаваемое из натуральных камней и окруженное культурным ландшафтом сельской местности. Оно будет возвышаться над деревней Нива (Йоэнсуу) на обочине деревенского шоссе и станет частью традиционного пейзажа ландшафта местности Лепохарью. Инициаторы считают, что «Цветущее каменное поле» станет наследием нашего века, совмещая в себе искусство, наследие и окружающую среду, по-новому показывая знакомую среду и оставляя послание будущему поколению.

Первая неделя средового искусства лета 2016 года прошла с 7 по 12 июня, в этот период возведением каменных произведений занимались средовой художник Владимир Зорин из Петрозаводска и художники Аннели Тимонен из Китеэ и Виктория Зорина из Петрозаводска.   

Владимир Зорин, лэнд-арт художник, заслуженный деятель искусств Республики Карелия, поделился своими впечатлениями о проделанной работе и фотографиями с места действия. Предоставляем ему слово.

Не перевелись на земле энтузиасты-подвижники. Есть такие люди, которые готовы предоставить свою личную землю на благо общества, для создания произведений искусства. И свой дом для созидателей этого искусства. И есть официальные структуры, готовые поддержать частную (тут внимание: ЧАСТНУЮ!!!) инициативу. И не просто, ага, давайте, делайте! А реально – финансово. Увы. Не у нас…

…В небольшой финской деревне Нива, благодаря инициативе финской художницы Анне Пехконен и её мужа Туомо Айрасмаа в этом году проводится фестиваль искусств «Цветущее каменное поле». Прошедшим летом шла подготовка – расчищали поле, собирали камни – благо, их тут в избытке. Даже переизбытке, и непонятно, как тут вообще что-то растёт…

Да, настало тут время собирать камни, ибо из них и предложено было приглашенным художникам творить свои произведения. Три этапа – три деревенских праздника, когда авторы представляют свои работы, когда на дворе в огромной бочке варят старинным способом финскую краску пунамаали, предлагают кофе и рассказы о полезных травах.

В начале июня – в первом этапе проекта – приняли участие в фестивале петрозаводские художники Владимир и Виктория Зорина. Перетащить несколько сотен камней под дождём – может, и не лучшее удовольствие, однако никто не говорил, что делать средовое искусство комфортное занятие…

В итоге в конце первой недели фестиваля были представлены три произведения. Композиция Аннели Тимонен «Разделение», символизирующая финский хлеб с полосами. Одуванчики на этих полосках – словно масло к хлебу.  «Контрасты» Виктории Зориной, где идея была в противопоставлении природных черт к строгой геометрии, большого и малого, выявлении красоты природного камня. Владимир Зорин создал «Лабиринт. Археологическая находка». Идея этого произведения в нашей общей планетарной культуре, имевшей когда-то место. Известно, что лабиринты появились несколько тысячелетий назад практически одновременно во многих частях света. Причем, лабиринты имеющие сходную, порой идентичную структуру. Загадка, до сих пор не нашедшая ответа… Что ещё интересно, в этих местах обнаружены следы стоянок древних людей. Этой работой автор хотел связать древнюю историю и культуру с днём сегодняшним, с культурой и искусством нашего времени. Это лабиринт-дерево. Не зря целиком работа смотрится как символ дерева – дерева, прорастающего сквозь века.

В июле на поле появилось две новые работы: Вейкко Бьёрк из Порвоо создал «Каменную перспективу». Петербургские авторы Мария Власова и Александр Митрошкин возвели на поле каменный объект «Смотрящая стена». И почти-почти готова третья – «Маленькая комната» Туомо Айрасмаа.

С 5-го по 10 сентября прошла третья завершающая  2016 год неделя фестиваля. Мы проездом завернули на знакомое поле. Там нас встретила только что приехавшая художница из Дании Пернилле  Тофт Лунд – совершенно необыкновенный человек, со своим особым мировоззрением. Достаточно сказать, что она много лет работает с маленькими детьми в индийских деревушках. И здесь Пернилле работала с местными детишками. В итоге появилась работа «Послание Миру», в окружение посланий и камешков от детей. Расцвёл на поле каменный «Клематис» финского скульптора Тертту Репо-Тармо. Поле окончательно засеяно произведениями искусства, каменными посланиями в будущее человечества…


Галерея


« Назад