1 июля в России — профессиональный праздник реставраторов. Праздник совсем молодой, его учредили в 2006 году. До этого времени реставраторов чествовали в День строителя. Но со временем стало очевидно, что реставрационная деятельность – это совершенно отдельная, специфичная, требующая высокого мастерства отрасль, и реставраторы достойны своего праздника! Где в Карелии работают лучшие представители этой профессии? Конечно, в музее «Кижи». Один из них – начальник Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи» Андрей Ковальчук, реставратор памятников деревянного зодчества первой категории.
Многие сотрудники музея в силу профессиональных обязанностей проводят на острове Кижи целый туристический сезон – едут туда в мае и возвращаются в сентябре. Другие ездят «вахтовым методом» - на неделю, на две и домой, в Петрозаводск. Начальник Плотницкого центра Андрей Ковальчук и сотрудники отдела живут на острове круглогодично. Приедут на «большую землю», в городскую квартиру, проведут там пару дней и домой – на остров Кижи.
Жена Андрея Татьяна тоже работает в музее «Кижи», она занимается продвижением событийного туризма: знаменитая Кижская регата, часовенные праздники, День Кижской волости, соревнования лучников и парашютистов на острове Кижи, многие другие мероприятия проходят благодаря стараниям Татьяны Ковальчук. Младшая из семьи Ковальчуков – пятилетняя Анечка – проводит на острове Кижи все летние каникулы. Удивляется, что дети ездят куда-то ещё – это ведь лучшее место на Земле! Впрочем, справедливости ради надо признать, что эта любовь отчасти вынужденная: у мамы и папы никогда не бывает отпуска летом. Сын Михаил тоже вырос на острове, он, кстати, ровесник Плотницкого центра – 18 лет. Окончил школу, собирается в этом году поступать в ИТМО – университет информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге.
- То есть Миша не будет продолжать дело отца?
- Я тоже сначала поступил на факультет технической кибернетики в питерский Политех, - смеётся Андрей Львович. И даже проучился там полтора года. Потом перевёлся на ПГС нашего петрозаводского университета. Ничего не хочу сказать, никаких аналогий проводить, но посмотрим.
Кстати, идея праздника - Дня реставратора - появилась именно в Санкт-Петербурге, 1 июля 1945 года там началась масштабная реставрация памятников, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. А задолго до учреждения Всероссийского Дня реставратора Плотницкий центр музея уже отмечал 1 июля как день основания отдела. Так что сегодня у кижских реставраторов сразу два праздника!
- Сегодня на Плотницкий центр возлагается большая ответственность – ведь именно Вы и ваши сотрудники будете завершать реставрацию Преображенской церкви. Если раньше вы занимались подготовкой брёвен, «лечили» их, реставрировали, а на сборке поясов работали подрядные организации «Заонежье» и «Алекон», то теперь Плотницкий центр музея «Кижи» будет заниматься гораздо большим объёмом работ. Справитесь?
- В квалификации сотрудников Плотницкого центра я не сомневаюсь. Все годы реставрации мы работали с работниками «Заонежья» и «Алекона» плечом к плечу. И немалую часть работ на самом объекте выполняли сотрудники Плотницкого центра. Участие в реставрации Преображенской церкви высококвалифицированных плотников-реставраторов — залог успеха и качества работ. Сегодня вместе со мной работают 14 человек: все они, помимо виртуозного владения приемами и инструментами традиционного плотницкого искусства, обучены работе на деревообрабатывающих станках, выполнению операций по перемещению грузов с применением грузоподъемных механизмов. Три человека прошли обучение по программе промышленного альпинизма и способны выполнять реставрационные работы на высоте. Да и к нам уже многие приезжают за опытом!
Меня, как начальника Плотницкого центра, беспокоят только бюрократические проволочки. Ведь «Алекон» и «Заонежье» - это частные, коммерческие структуры, если им в процессе работы нужен какой-то дополнительный материал, они заказали – им привезли. А мне о том, чего мне вдруг не будет хватать в августе, нужно было подумать в ноябре. А если я не подумал заранее, то придётся ждать, или обходиться тем, что есть. Так неповоротливо работает государственная система. Плюс запросы, отчёты, бесконечные бумажки – это сильно отвлекает от основной задачи. Со всем остальным мы справимся. Тем более, что сейчас львиная доля реставрации Преображенской церкви будет связана с главками, лемехом, а по части кровельных работ сотрудникам Плотницкого центра нет равных.
Когда Андрей Ковальчук заканчивал обучение на строительном факультете, его дипломная работа называлась «Реставрация и приспособление под туристический приём дома Ушаковой в деревне Суйсарь». Руководителем диплома был академик архитектуры Вячеслав Петрович Орфинский.
- Думали ли Вы тогда, что будете работать в музее «Кижи» и реставрация станет делом вашей жизни?
- Нет, не думал. В 90-ые думать о работе в музее вообще было сложно, семью бы прокормить. Но, видимо, от судьбы не уйдёшь.
В свободное от работы время Андрей Ковальчук не перестаёт заниматься творчеством. Обычно оно непосредственно связано с традиционным материалом – с деревом, металлом, глиной. Деревянные дизайнерские изделия украшают ни один дом коллег и друзей Андрея. Увлечение последнего времени – создание миниатюрных скульптур в стиле стимпанк: направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Ну что ж, всё логично, реставрация Преображенской церкви – это творческий процесс, ограниченный историческими и традиционными рамками. И тоже немного из области фантастики!
Поздравляем Андрея Ковальчука и всех реставраторов, работающих и работавших на острове Кижи, с профессиональным праздником! Спасибо за вашу работу!
О работе реставраторов – фильм «Преображение», снятый в 2014 году, к 300-летнему юбилею Преображенской церкви.
Галерея