Выберите
территорию
Наши партнёры   
 
 Электронные коллекции изданий на
 финно-угорских языках
 О новых изданиях на
 финно-угорских языках
 Наши публикации
 Виртуальные галереи
 О навигации
 Новое на сайте
 Каталоги изданий на
 финно-угорских языках
 Создатели национальных
 финно-угорских литератур
 и фольклора
 Калейдоскоп
 Финно-угорский мир
  На главную

Наши публикации

Саамская библиография

Елена Рудольфовна Михайлова. Российская Лаппоника: путеводитель для исследователей этнологии народа саами

назад

Российская Лаппоника: путеводитель для исследователей этнологии народа саами. Издание Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки - “Саамская библиография”

увеличить
Елена Рудольфовна
Михайлова 
Саами (саамы, лопари) – один из коренных малочисленных народов Российской Федерации. Статус саамов как коренного народа Кольского полуострова зафиксирован в Уставе Мурманской области, в ряде законодательных актов, касающихся традиционного природопользования, образования и культуры. На сегодняшний день в области действует долгосрочная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на 2009-2013 годы, созданы Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области, Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, работают общественные организации: Ассоциация кольских саамов, Общественная организация саамов Мурманской области, образованы несколько родовых общин.

Численность саамского населения по результатам переписи 2002 г. составила 2000 человек, из которых 1769 проживали в Мурманской области. Саамский язык составляет отдельную группу финно-угорской группы уральской семьи и имеет четыре диалекта: кильдинский, нотозерский, иокангский и бабенский. Районами проживания малочисленных народов Севера в области считаются Ловозерский, Ковдорский и Кольский районы.

История, этногенез, самобытная культура, искусство, язык кольских саамов более четырех столетий были объектами изучения многочисленных отечественных и зарубежных этнографических экспедиций, ученых, краеведов, путешественников. По мнению известных ученых Т. В. Лукьянченко и Ю. Б. Симченко “На Крайнем Севере нет другого народа, историей и этнографией которого занимались бы столько же времени, сколько изучали происхождение и культуру саамов. Однако и нет другого народа на Севере, происхождение которого – этногенез был бы также таинствен, как у саамов, хотя ученые и ломают голову над этой проблемой немногим менее половины тысячелетия”.[1]

Первыми распространителями сведений о лопарях стали российские и зарубежные путешественники и ученые, посещавшие Кольский полуостров. Их путевые очерки, статьи, лекции публиковались в различных газетах, журналах, трудах научных обществ, выходили отдельными изданиями. В XIX в. записки и заметки о Русской Лапландии публиковались в таких газетах и журналах как “Архангельские губернские ведомости”, “Олонецкие губернские ведомости”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Финляндская газета”, “Голос”, “Детское чтение”, “Библиотека для чтения”, “Нива”, “Иллюстрированная газета”, “Всемирная иллюстрация”, “Воскресный досуг”, “Исторический вестник”, “Журнал военно-учебных заведений”, “Северная пчела”, “Северное обозрение”, “Записки Казанского университета” и многих других.

Несколько позже появились исследователи, сферой изучения которых стали этнография, история, культура, язык саамского народа. За несколько веков накопилось значительное количество источников по этнологии этого северного народа, появились термины “лопаристика” и “лапонистика”. Всем, кто, так или иначе, занимается изучением саамской культуры хорошо известны имена исследователей-лопаристов Н. Н. Харузина, В. Н. Харузиной, В. В. Чарнолуского, Д. А. Золотарева, З. Е. Чернякова, Т. В. Лукьянченко, Г. М. Керта, М. А. Кастрена, мурманских ученых И. Ф. Ушакова, А. А. Киселева, краеведа В. К. Алымова. Но есть работы, которые не настолько хорошо известны широкому кругу читателей. Например, в 1776-1777 гг. в Санкт-Петербурге в трех частях была издана книга “Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей” И. Г. Георги. Первая часть называлась “О народах финского племени”.

Обзоры источников по этнологии саамов, библиографические списки публиковались в разных изданиях. Так, в 15 томе “Финноугорского сборника” (1928) напечатаны “Обзор русских исторических работ по изучению финноугорских народностей СССР (лопарей)” с 1750 г. А. И. Андреева, “Обзор русских антропологических работ по финноугорскому населению СССР” Д. А. Золотарева. “Обзор работ и библиографический указатель литературы о русских лопарях (1673-1930 гг.)”, составленный И. Н. Шмаковым, публиковались в “Известиях русского географического общества” в 1930 г. (Т. 62, вып. 4). Саамские материалы включались в универсальные и тематические библиографические пособия МГОУНБ (“Кольский полуостров”, “Исследователи Кольского полуострова”, “Мурманская область в произведениях художественной литературы” и др.). Издание указателя “Саамская библиография” было продиктовано желанием собрать воедино опубликованные источники по этнологии, антропологии, истории, культуре и религии коренного народа Кольского полуострова. Указатель содержит 2157 библиографических записей. Хронологический охват, собранных материалов: 1776 - 1996 гг.

увеличить При составлении “Саамской библиографии” использовались в первую очередь каталоги и фонды областной научной библиотеки, уже опубликованные библиографические издания. Так как наша библиотека достаточно молода, то в ее фондах с наибольшей полнотой представлена литература с 40-х годов прошлого века. Для выявления саамских материалов более раннего периода мы работали с каталогами библиотеки Мурманского областного краеведческого музея, Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова, Российской национальной библиотеки. Работа по составлению указателя продолжалась в течение нескольких лет.

Библиография включает большое количество источников, изданных на территории Российской Империи, СССР, Российской Федерации, которые будут интересны исследователям. Основные разделы “Саамской библиографии”: 1. Этнология; 2. Антропология; 3. Этноистория; 4. Этноэкология. Этномедицина; 5. Культура. Просвещение; 6. Религия; 7. Исследователи саамской истории и культуры; 8. Библиография. Почти каждый из них содержит несколько подразделов или персональные рубрики.

Остановимся лишь на некоторых разделах библиографии. Самый объемный раздел “Этнология” содержит несколько подразделов. Первый – “Общие работы”. В нем представлены работы о саамах (лопарях) энциклопедического характера, освещающие сразу несколько разделов. Кроме того, тут можно найти путевые очерки, работы о Русской Лапландии, включающие интересные сведения о жизни и быте русских лопарей. Например, “Русская Лапландия и Новая Земля” К. М. Бэра (1838), “Очерки Архангельской губернии” В. Верещагина (1849), “Наша Северо-Западная окраина – Лапландия” Г. Ф. Гебеля (1909), “Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири” М. А. Кастрена (1860), “Путешествие в Кемский и Кольский уезды в 1895 году” А. П. Энгельгардта (1896).

Раздел “Этнология” включает также такие подразделы как: “Этногенез, Этногеография. Демография”; “Хозяйство и материальная культура” (формы хозяйствования, промыслы, оленеводство, рыболовство, охота, жилища, домашнее убранство); “Духовная культура” (обряды и обычаи, игры, праздники, фольклор, верования, ранние формы религии, культ сейдов); “Народное искусство” (декоративно-прикладное искусство, музыка, песни, народные исполнители и коллективы).

В разделе “Антропология” представлены работы таких ученых как Д. А. Золотарев, А. И. Кельсиев, А. Б. Хазанова, В. И. Хартанович.

Достаточно большой раздел “Этноистория”. Источники здесь отражены в следующем порядке: сначала общие работы, затем источники по истории до 1917 года, после 1917 года. Большое количество перечисленных здесь документов есть в фонде библиотеки. Иногда эти документы небольшие по объему, но емкие по содержанию. Например, “Наказ Кольского уезда от лопарей Печенгского погоста” от 26 февраля 1767 г.: “Мы Печенгского погоста лопари ... записавшихся в подушном окладе двадцать четыре души, из оных померло три и затем осталось двадцать одна душа, в том числе промышленников, кои за себя подушные деньги платить могут, четырнадцать душ, да сверх оных престарелых, увечных, малолетних от пяти лет и меньше семь душ, кои никакой службы, тягла и промыслов чинить не могут, а питаются ходя по миру, мирским подаянием.

Имеются за нами реки: Печенга, Ворема, тоня Отворотная, которые на предь сего имели за собой во владении, а в прошлом 764 году кольской воеводской канцелярией взыскано ... оброку двадцать рублев, а как мы от тех рек, по неимению у себя пахотных земель и других никаких угодий, только и пропитание свое имели и подушные экономические подати по полтора рубля, и Королевичу датскому по полтора ефимка в год платили, то потому, если отягощены будем тем большим двадцати рублевым оброком, платить его, за совершенною нашею скудостью и изнеможением не можем”[2]  Наказ дает информацию о количестве лопарей в погосте, их занятиях, кому и в каком количестве они платили налоги, и, наконец, об их бедственном положении.

Анализируя источники, собранные в разделе “Этноистория”, можно проследить как представлялась история саамского народа в разные периоды истории. “Говорят” за себя названия документов: “Счастье саами”, “К жизни их вернул Октябрь”, “Об улучшении быта женщины-туземки”, “Там, где была дикая окраина”, “Солнце Ленина светит в тундре”. Это издания “доперестроечного” периода. Источники конца 1980-х-начала 1990-х не столь оптимистичны. Названия этих документов рассказывают о проблемах саамского народа. Здесь представлены материалы об организации различных саамских организаций: Ассоциации кольских саамов, ассоциации саамских женщин, союза саамской молодежи, о необходимости создания саамского парламента. Исследователи также найдут в этом разделе документы о коллективизации саамских хозяйств, репрессиях среди саамского населения, участии представителей этого северного народа в Великой Отечественной войне.

Камнем преткновения для лапонистов остается вопрос происхождения саамов. Поскольку об этногенезе ученые чаще судят по данным археологии, то довольно большой раздел “Саамской библиографии” составляет “Археология” с подразделами “Петроглифы” и “Лабиринты”. Здесь представлены работы археологических экспедиций, работавших в разное время на Кольском полуострове. Основные авторы этого раздела – известные ученые Н. Н. Гурина, А. В. Анпилогов, В. Я. Шумкин, Л. Г. Шаяхметова и др.

Исследователям саамского языка будет интересен раздел “Язык и письменность” с подразделами “Фонетика. Лексикология. Диалектология”, “Топонимика”, и “Письменность”. Как известно, язык кольских саамов имеет четыре диалекта: кильдинский, бибенский, иокангский и нотозерский. Саамская письменность основывалась на кириллической графике, латинице, затем снова на кириллице. В середине 90-х годов прошлого века в печати обсуждался вопрос о необходимости перехода саамской письменности на латиницу. Однако, до сих пор кольские саамы пишут на кириллице.

Из всех вышеназванных диалектов саамского языка наиболее распространен кильдинский. Большее количество документов, представленных в указателе, – это документы о кильдинском или на кильдинском диалекте. В меньшем количестве представлены издания о других диалектах, но они есть. Так, исследованием бибенского диалекта занимался П. М. Зайков, иокангского – Г. М. Керт, нотозерского – В. В. Сенкевич-Гудкова. В целом же в этом разделе представлены лингвистические исследования, учебные и учебно-методические издания, словари.

Еще один раздел “Саамской библиографии”, на который бы хотелось обратить внимание – “Религия” с подразделами “Христианство. Православие”, “Просветители саамов”. Мы знаем, что принятие христианства саамами Русской Лапландии началось еще в XVI веке. Сохранилось довольно большое количество источников рассказывающих о распространении христианства среди саамского населения, просветительской и миссионерской деятельности монастырей и священнослужителей. В этом разделе выделены персоналии: Лазарь Мурманский, Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, К. П. Щеколдин.

Это лишь часть разделов “Саамской библиографии”. Справочный аппарат указателя включает “Именной указатель и указатель заглавий книг и статей без авторов” и “Географический указатель”.

Надеемся, что указатель будет полезен всем, кто исследует этнологию коренного народа Кольского полуострова с научными или иными целями.


[1] Лукьянченко Т.В., Симченко Ю.Б. Об авторе и о саамах // Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. – Москва: Мысль, 1972. – С. 249.

[2] Наказы Кольского уезда от лопарей Пазрецкого, Навдемского, Сонгельского, Кильдинского, Печенгского и Терской лопи пяти погостов // Сб. Императ. рус. ист. о-ва. – 1907. – Т. 123. – С. 342-352.

назад

 
Сайт создан при финансовой поддержке Института России и Восточной Европы (г. Хельсинки, Финляндия)